Соревнования по капоэйре
Капоэйра. Особенности подхода к соревновательному процессу
Капоэйра - это спортивное единоборство, сочетающее в себе физическую подготовку, акробатику, координацию, игру на музыкальных инструментах и песни. Это позитивное единоборство, в котором отсутствует контакт при ударах и агрессия по отношению к другим участникам. Капоэйра направлена на умение взаимодействовать друг с другом. Поединок в капоэйре называется «игра».
Адаптивная капоэйра — это занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. ментальными нарушениями, в которых они приобретают новые умения и навыки.
На тренировках дети обучаются специфическим стойкам, перемещениям, выполняют упражнения на равновесие и простую акробатику («мостик», «колесо», стойку на руках). Учатся взаимодействовать друг с другом и контролировать свои движения.
Так как капоэйра немыслима без музыки, в конце занятия спортсмены хлопают ритм и играют на музыкальных инструментах. Также разучивают и поют песни капоэйры на португальском языке.
Соревнования состоят из прохождения трех этапов:
-
«Движения» - на этом этапе участнику показывают карточки с картинкой и названием движения или стойки в капоэйре. Он должен показать то, что на карточке. 14 заданий.
-
«Ритм» - на этом этапе участник играет ритм капоэйры на музыкальных инструментах: беримбау, атабаке, пандейру и агого. 4 задания.
-
«Песня» - на этом этапе участник поёт песни капоэйры, которые он знает. 14 заданий.
Для проведения соревнований необходимо использовать: структуру соревнований, чек-листы участников, протоколы для судей, итоговый протокол, таблички с названием этапа и номером группы, музыкальные инструменты капоэйры, карточки с картинкой и названием упражнения.
Если есть техническая возможность (2 комплекта карточек и 2 комплекта музыкальных инструментов капоэйры), то можно сделать каждого этапа соревнований по два, в этом случае участники быстрее смогут их пройти и будут меньше ожидать своей очереди.
Правила соревнований для всех групп одинаковые: за правильный ответ участник получает 2 балла, за ответ с подсказкой – 1 балл, за неправильный ответ – 0 баллов.
Участник набирает баллы на 3 этапах и получает итоговый балл. В итоговом протоколе определяются участники с призовыми местами в своей группе.
Далее будет подробно изложен процесс подготовки к городским соревнованиям по капоэйре, которые прошли в Екатеринбурге 25 сентября 2022 года.
Техническая информация для участия в соревнованиях
Место проведения. Соревнования проходят в спортзале спортивного центра Свердловского областного педагогического колледжа по адресу: г. Екатеринбург, ул. Юмашева, 20.
Для проведения соревнований необходимо использовать: структуру соревнований, чек-листы участников, протоколы для судей, итоговый протокол, таблички с названием этапа и номером группы, музыкальные инструменты капоэйры, карточки с картинкой и названием упражнения.
Инклюзивное взаимодействие. Принципы объединения участников
В ходе соревнований участники были поделены на 3 группы:
1 группа – нейротипичные участники, занимающиеся в секциях капоэйры.
2 группа – участники с особенностями развития, занимающиеся больше 18 месяцев, имеющие необходимые знания и опыт в капоэйре.
3 группа – участники с особенностями развития, которые занимаются меньше 18 месяцев, а также участники с особенностями развития, занимающиеся больше 18 месяцев, имеющие больше дефицитов в развитии навыков (невербальные, с двигательными нарушениями, незрячие и т.д.).
Спортсменов не делили по гендерному и возрастному признакам.
Специфическая подготовка участников в предсоревновательном периоде: отработка протокола, социстория и пр.
Участники соревнований занимались на индивидуальных и групповых тренировках в зависимости от особенностей развития. На тренировках изначально все упражнения изучаются по карточкам, поэтому участникам соревнований они знакомы и понятны.
Также на тренировках отрабатывалась игра на музыкальных инструментах и разучивание песен капоэйры на португальском языке (см. Приложение 3). На заключительных тренировках перед соревнованиями с участниками была проведена репетиция соревнований по прохождению этапов. Также была написана и разослана всем участникам социальная история о предстоящем мероприятии. Ознакомиться с социальной историей можно в приложении 1.
Специфическая подготовка тренеров: разъяснение оценочной системы, отработка сложных ситуаций, контроль группы в ходе соревнований
В настоящее время тренировочный процесс осуществляет один тренер – Садовников Дмитрий. Обучается в школе «ABADA-Capoeira» г. Екатеринбурга, имеет высшее физкультурно-педагогическое образование. Имеет опыт работы более 3 лет с детьми и молодыми людьми с ментальными нарушениями, в том числе РАС в индивидуальных и групповых тренировки.
Подбор и подготовка судей и принципы судейства
Судьи выбирались из числа взрослых капоэйристов школы «ABADA-Capoeira», занимающихся капоэйрой не менее 4 лет, которые знают все базовые движения, изображенные на карточках. Также судьи знают, как играть ритм на всех музыкальных инструментах. На этапе «Песни» у судьи есть листок со всеми песнями, заявленными на этапе.
Непосредственно перед соревнованиями был проведён общий сбор судей и их помощников, на котором были проинструктированы все капоэйристы на каждой позиции.
Судья итогового протокола собирает данные из протоколов на этапах, подсчитывает общий балл участника за три этапа и распределяет призовые места. Бланки протоколов можно посмотреть в Приложении 2
Также были задействованы еще несколько капоэйристов для проведения «Общей роды» для участников, прошедших все этапы соревнований. В это время подсчитывались баллы и распределялись призовые места.
Формирование и подготовка вспомогательного персонала
Волонтёры были задействованы на заполнении протоколов на этапах в помощь судьям.
После прохождения этапов всеми участниками, волонтёры подсчитывают баллы на своём этапе и передают протокол судье, который заносит данные в итоговый протокол.
У других волонтёров была задача в проведении «Общей роды» для участников соревнований, которые прошли все этапы. Также в качестве волонтёра был психолог (специалист по работе с поведением), который следил за сенсорным переутомлением участников и предотвращал возможное нежелательно поведение.
Работа с болельщиками
В роли болельщиков выступали родители и гости мероприятия. Инструктаж для них был озвучен в начале соревнований на построении: они могли свободно перемещаться по всему спортивному залу. Если их ребёнку требовалась помощь в перемещении по этапам, то они его сопровождали.
Приложение 1
Социальная история
Соревнования по капоэйре
Я занимаюсь спортивным единоборством КАПОЭЙРОЙ. Мне нравится заниматься этим видом спорта.
25 сентября, в воскресенье, я приму участие в соревнованиях по капоэйре. Соревнования называются «Старты равных возможностей». В соревнованиях примут участие другие ребята. В соревнованиях будет 3 этапа: ДВИЖЕНИЯ, РИТМ, ПЕСНЯ. После того, как все ребята пройдут эти этапы, будет награждение. Пока я буду ждать награждения, я могу поиграть с другими ребятами в кругу. Это называется Общая Рода. После награждения я вместе с родителями пойду домой.
25 сентября, в воскресенье, я приеду вместе с родителями по адресу: улица Юмашева, дом 20.
Там будут проходить соревнования. Туда приедут другие ребята. Они тоже будут соревноваться.
Нас встретит наш тренер Дмитрий и психолог Елена.
Они покажут, где мы сможем переодеться в спортивную форму для соревнований по капоэйре. Это штаны и белая футболка.
На соревнования приедут другие капоэйристы. Они будут в белой спортивной форме.
Дмитрий покажет зал, где ребята будут соревноваться.
Начнутся соревнования. Меня будут поддерживать мои родители.
Структура СОРЕВНОВАНИЙ
Приветствие
Получение Чек-листа
Этапы соревнований: Песня, Движения, Ритм.
Общая Рода
Награждение
Фото на память
Молодцы!
После того, как закончатся Соревнования, я смогу переодеться и поехать домой. Я – молодец!
Приложение 2
г. Екатеринбург 25 сентября 2022 года |
|||||||
Городские соревнования по капоэйре |
|||||||
"Старты равных возможностей" |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый протокол соревнований. |
|||||||
|
|
||||||
|
|
Группа 1 |
"Движения" |
"Ритм" |
"Песня" |
Итого |
Место |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группа 2 |
"Движения" |
"Ритм" |
"Песня" |
Итого |
Место |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Группа 3 |
"Движения" |
"Ритм" |
"Песня" |
Итого |
Место |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Судья __________________________ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Главный судья __________________________ |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Песни капоэйры, входящие в соревнования
Ла ла эй Ла ла эй Ла ла эй Ла ла ила |
Ум, дойс, трес Ум, дойс, трес Палма джи Бимба Ум, дойс, трес |
Ой, сим, сим, сим Ой, нау, нау, нау |
Зум, зум, зум Капуэйра мата ум |
Пиуи, пиуи Утре паса пураки |
Парана е Парана е парана |
Дэндэ Дэндэ А ла ила А ла ила |
Дэндэ о дэндэ Дэндэ о дэндэ Дэндэ джи ангола Ангола джи дэндэ |
Ум, дойс, трес, кватру Капуэйра ум барату Кватру, трес, дойс, ум По джи жога квалькьер ум |
А Е И О У У О И Е А А Е И О У Вэм крианса, вэм жога |
Олэ лэээ Ола лааа Жоганду капуэйра Фику джи пернас про ар |
Арея ду мар Арея ду мар У ки восе тен Пара ми контар |
Леле леле лала ила Ола ла эй ола ла эй лала ила |
Лааааа ла уэй Ла уэй, ла уэй лай лаааа |
Воу ну баланса нас ондас Воу ну баланса ду мар Эу воооу Воу ну баланса ду мар |
Воу навега Дэнде, дэнде Марэ Марэ, дэнде |